Ламенгиль | Дата: Вторник, 01.11.2011, 03:14 | Сообщение # 1 |
Разговорчивый
Группа: Заблокированные
Сообщений: 468
Статус: Offline
| Итак, Братству тоже суждено пострадать от овладевшего мною в последнее время приступа графомании. Не судите строго.
Здесь я хотел бы поделиться своим опытом в данном (см. название темы) деле. Надеюсь, для кого-то эта информация окажется полезной. Заранее прошу простить мне то, что я, в силу необходимости, местами, буду обращаться к музыкальной терминологии, которой я, разумеется, владею плохо. Если в данном тексте знатоки музыки найдут допущенные мною оплошности и грубости, прошу их указать мне на это и не слишком больно кидать в меня камнями…
Рассмотрим следующую задачу. Пусть у нас есть MIDI-файл с понравившейся нам композицией, и мы хотели бы исполнить её целым оркестром в LOTRO (который у нас, пусть, также есть). Для осуществления этой задумки нам необходимо перевести информацию о музыке, записанную в нашем файле MIDI, в формат, воспринимаемый LOTRO – это, так называемый, ABC-формат (о том, каким образом в LOTRO осуществляется игра музыки из ABC-файлов, читайте тут). Кроме того, если оркестр наш состоит из более чем одного человека (эльфа, хоббита, гнома), то, для пущей «красивости звучания», каждому из исполнителей зачастую имело бы смысл вручить свой отдельный инструмент со своей отдельной музыкальной партией. С помощью специальной программы (LOTRO MIDI Player) в файле MIDI можно выделять различные партии, и, затем, конвертировать их в отдельные файлы ABC. Таким образом, вручив каждому из оркестрантов его личный ABC-файл и прописав в чате команду «playstart», мы решим нашу поставленную задачу. Иначе говоря, мы подготовим так называемую музыкальную раскладку для LOTRO.
Однако процесс перехода от изначально имевшегося у нас MIDI до команды «playstart» в строке чата часто содержит в себе некоторые тонкости, описанию которых и посвящена данная статья.
Весь процесс создания нашей раскладки (требуемой совокупности файлов ABC) я бы подразделил на три этапа, плавно перетекающих один в другой (кстати, совсем не обязательно, что в одном и том же, фиксированном направлении). Первый из них – работа с конвертером, подразумевающая начальное распределение партий по файлам, предварительную оркестровку и выбор подходящей транспозиции тональностей инструментов. Второй этап – прослушивание созданных конвертером файлов ABC с помощью программы ABC Player (или на репетиции оркестра, что, конечно, более натурально, но, в целом, менее эффективно). На этом этапе окончательно решается вопрос оркестровки. Также, при возникновении такой необходимости, ABC файлы могут быть отредактированы вручную с помощью текстового редактора. В заключение, на третьем этапе, для поддержания баланса звучания оркестра, расставляются громкости всех инструментов.
Итак, если по прочтении моего занудного вступления у кого-то ещё осталось желание разбираться со всей этой мурой, то, милости прошу, читайте далее подробное рассмотрение вышеназванных этапов создания раскладки.
Этап первый.
Как я уже говорил, LOTRO MIDI Player служит для конвертации музыкальных партий, из которых состоит MIDI, в файлы ABC, из которых уже возможна игра в LOTRO. Открывая наш MIDI с помощью этой программы, мы сразу же увидим весь список имеющихся в нём партий. Число их может быть сугубо различным – от одной, до двадцати и более. Разумеется, оркестр их двадцати участников в LOTRO нам не собрать при всём нашем желании, да и, собрав его даже, музыку мы, из-за обилия игровых лагов, вряд ли сможем услышать. Таким образом, число партий требуется урезать до разумного количества, т.е., максимум, 7-9 партий (что уже, как показывает опыт, предельно много в смысле и «собираемости оркестра», и возникновения игровых лагов). Это урезание осуществляется двумя очевидными способами: либо тупым выкидыванием партии (просто не брать её при конвертации, не делать из неё ABC), либо соединением её с другой партией (партиями), и изготовления для них единого ABC. Разумеется, осуществлять это нужно аккуратно, стремясь к балансу между перегруженностью отдельных инструментов (партий) и полнотой передачи всех имеющихся в MIDI звуков. К счастью, конвертер позволяет прослушать композицию в отсутствие некоторых из инструментов, и, таким образом, сделать вывод об «ущербе», наносимом музыке их отсутствием. Также можно послушать и претендующие на объединение партии, оценить их «похожесть» друг на друга и количество возникающей при их соединении полифонии, которое, конечно же, для большей натуральности звучания, следовало бы снижать.
Уже при конвертации важно понимать, каким инструментам LOTRO вы собираетесь доверить исполнение тех или иных партий. Как правило, конвертер комментирует каждую из партий, указывая, что за инструмент должен её, по идее, исполнять. Разумеется, LOTRO со своими семью с половиной средствами извлечения звуков не способно покрыть весь спектр возможных инструментов, поэтому приходится выкручиваться. В общем-то, есть уже более-менее стандартный набор таких «конвертаций». Различные типы гитар можно имитировать лютней, теорбой, арфой или рогом, иногда, волынкой. Фагот идеально дублируется LOTRO-вским рогом, гобой – кларнетом или флейтой, волынка неплохо замещает орган и секцию медных духовых, теорба может имитировать литавры, арфа – колокол. Со струнными инструментами и голосом (хором) всё сложнее. Пиццикато струнных, конечно, воспроизведёт и лютня с арфой, но часто ноты требуется тянуть, на что LOTRO-вские струнные и щипковые неспособны. Здесь приходится сопоставлять скрипкам, альтам и виолончелям с контрабасами – флейты, кларнеты и рога. Аналогично и с голосом – приходится его имитировать духовыми. Какие инструменты, в каких случаях подойдут лучше всего – дело удачи и вашего выбора.
Барабан в LOTRO – совершенно особая история. Его конвертер воспринимает неадекватно (в списке партий он, в отличие от остальных инструментов, отмечается красным цветом), в результате чего, тональности его партии, записываемые в ABC, не соответствуют показаниям самого конвертера. Их необходимо править в ручную, однако методику этого дела я не изучал, предпочитая попросту не включать барабан в ансамбль без особой на то надобности или редактировать его ноты просто на слух (которым я, впрочем, не обладаю, так что острая необходимость в этой редакции у меня возникает нечасто). Насколько мне известно, достаточно подробно методы борьбы с барабаном в LOTRO разбираются на сайте www.thefatlute.com.
Прежде чем осуществлять конвертацию выбранной партии в файл ABC, следует указать предполагаемый инструмент LOTRO, которому вы планируете отдать эту партию, в выпадающем списке возможных инструментов в левом нижнем углу окна конвертера. Если это сделано, конвертер сможет учесть некоторую специфику LOTRO-вских инструментов при написании кода ABC, таким образом, например, решается проблема «кашля и чихания» кларнета с рогом. Впрочем, самой лажи от этого меньше не станет. На мой взгляд, однако, кашель и чихание хуже всякой лажи.
Теперь о тональностях, собственно, лаже. Фальшивые ноты в LOTRO зачастую неизбежны из-за ограниченного диапазона звучания в нём инструментов, в рамки которого звучание инструментов настоящих, конечно, не вписывается. Однако конвертер предлагает нам, посредством транспозиции («transpose») нот оригинальной партии, подогнать её под диапазон LOTRO, так, чтобы фальшивых нот в ней было как можно меньше. Разумеется, даже с помощью транспозиции совсем избавиться от фальши нельзя (тут мы забываем про то, что транспозиция – также, своего рода, фальшь; но будем думать, что людей с абсолютным слухом или достаточно придирчивых эстетов, среди нас нет), однако бороться с нею можно. Главное правило, которое нужно соблюдать при транспозиции – то, что она должна быть одинакова для всех выбираемых партий.
Не стоит плениться кнопкой «Best» – она, конечно, может выбрать для каждой из партий наилучшую транспозицию, при которой, число фальшивых нот («notes out of range») будет минимально. Однако же таким образом вы получите свою транспозицию для каждого из инструментов, и вместе звучать они будут в различных тональностях. В результате, в оркестре вы, скорее всего, услышите полнейший разброд и шатание.
Выбор же оптимальной, единой для всех инструментов, транспозиции – дело неоднозначное. Можно, например, выделив все используемые вами партии, тыкнуть кнопку «best» и, таким образом, получить некую «усреднённую по ансамблю» оптимальную транспозицию. Можно же отталкиваться от минимума лажи для лишь наиболее важных (ключевых), по вашему мнению, инструментов в данной раскладке. Лучше всего изготовить сразу же несколько вариантов раскладки, взяв их при различных транспозициях, и сравнить их звучание с помощью ABC плеера. Не исключено, что свой окончательный выбор вы сделаете даже исходя не из «полного количества фальшивых нот» в раскладке, а лишь из того, насколько противно и высоко (хоть и без явной фальши) пищат волынка с флейтой и кларнетом. А им это делать в высоких октавах очень даже свойственно…
Отмечу также, что предварительно прослушивать музыку из MIDI, аккуратно редактировать партии и объединять их в одну дорожку, можно и с помощью программы AnvilStudio . Незаменимый ресурс, если вы достаточно хорошо разбираетесь в музыке. В остальном, он вполне заменим конвертером, хотя и позволяет даже чайнику вроде меня, более ясным взглядом оценить композицию во всём её масштабе.
Этап второй.
Собственно, начинается он сразу же после изготовления ABC-файлов на конвертере и начала прослушивания результатов плеером, имитирующим звучание инструментов LOTRO (или уже, собственно, в самом LOTRO). Как говорится, ощутите разницу между «реалом» и…
Теперь для вас главное – окончательно определить, какие из партий в раскладке вам действительно нужны, а какие можно и «опустить» из соображений уменьшения состава оркестра или количества лажи в его звучании. Возможно, также вы решите, наоборот, что какие-то нужные партии вы сразу упустили из виду, и их следует добавить (возможно, лишь объединив с уже существующими партиями, так что расширять состав оркестра не придётся). Также, возможно, вы измените своё изначальное решение относительно оркестровки, замените флейту рогом, лютню – волынкой и т.п. При этом, новоявленный рог может начать «чихать», а волынка – чересчур громко пищать… Как с этими вещами бороться – см. первый этап.
Впрочем, всё в звучании полученной вами раскладки вас сразу же может и удовлетворить, так что дальнейшие манипуляции с партиями вам не понадобятся. Однако, особо недовольные могут в них покопаться дополнительно…
Так, вам может потребоваться дополнительно отредактировать фрагменты партий отдельных инструментов. Например, вы нашли, что рог где-то неуместно гудит, барабан стучит, а флейта пищит - так что звуки эти лучше вовсе убрать. Или вам захотелось, чтобы отдельные фрагменты партии одного инструмента, дублировал или нёс целиком какой-нибудь другой инструмент. Так, например, часто кларнет неплохо дублировать флейтой просто для той же пресловутой «красивости». Также дублирование или перестановка фрагментов партий между инструментами может служить просто повышению разнообразия звучания, усилению мощи оркестра или тому же банальному сокращению числа исполнителей.
Для того чтобы редактировать партию вручную, вам потребуется открыть соответствующий ей файл ABC с помощью текстового редактора, и изучить устройство его кода по гайду. На слух вам придётся определить начало и конец фрагмента партии инструмента, который вы захотели редактировать. Соответственно, с помощью комбинаций клавиш Delete, Ctrl+X, Ctrl+C, и Ctrl+V – осуществляются все требуемые манипуляции с кодом. Разумеется, вам заранее следует запастись резервными копиями исходных партий, т.к. манипуляции эти могут оказаться неудачными по причине неверно найденных мест в тексте кода. Также они потребуются вам для временной калибровки отредактированных партий – чтобы убедиться, что из-за вставки или удаления некоторых фрагментов в них, не возникло их рассинхронизации с остальными инструментами. Также советую при осуществлении всех этих действий позаботиться об альтерациях, которые могут распространять своё действие более чем на одну ноту и сдвинуть тональность там, где это не надо (ограничивать их влияние можно с помощью символов | | – читайте тот же гайд).
В связи с редактированием кода партий, также отмечу одно замеченное мною расхождение между звуком от плеера и тем, что мы слышим в LOTRO. Два эти «проигрывателя» по-разному воспринимают «пустые аккорды», которые вы можете оставить при удалении не понравившихся вам нот. Ясно, что в ABC задержка на аккорде определяется длительностью кратчайшей ноты в нём, однако, если аккорд будет «пустым» и все ноты в нём вы замените символом задержки «z», LOTRO, в отличие от плеера, поймёт вас неверно, в результате чего в оркестре возникнет рассинхронизация. Так что, удаляя целые аккорды, лучше оставляйте вместо них отдельные символы «z» с соответствующей исходному аккорду длительностью задержки.
Манипуляции с задержками также позволяют убрать, иногда возникающие, «пробелы» – тишину в раскладках. Кроме того, может оказаться актуальным увеличение длительности нот. Короткие ноты (1/8) некоторые инструменты могут «жевать», так что их становится почти не слышно. Характерно это бывает, в основном, для волынки, флейты и кларнета.
Третий этап.
В принципе, если закапывание в структуру кода раскладки уже произошло на 2-м этапе, 3-й этап становится от него практически неотделимым. В нём подразумевается присвоение определённых громкостей (от самой тихой ppp, до самой громкой fff – см. гайд по ABC) различным фрагментам партий раскладки. Делается это при помощи того же текстового редактора, в котором, перед выбранными вами нотами (громкость которых вы хотите изменить), ставятся те или иные «декорации» (см. всё тот же гайд). Иногда можно отделаться и установлением лишь постоянного значения громкости инструмента. В более сложных случаях приходится отслеживать фрагменты его партии, определяя, насколько его должно быть «слышно» на фоне других инструментов в те или иные моменты игры.
Пожалуй, всё на этом. Если вспомню ещё какие-то моменты, связанные с конвертацией MIDI, допишу их сюда. Интересно будет прочесть ваши комментарии, альтернативные мнения.
"Разруха не в клозетах, а в головах!"
Сообщение отредактировал Ламенгиль - Вторник, 01.11.2011, 03:21 |
|
| |